5 марта НАБУ и САП сообщили о подозрении в нанесении более 93 млн гривен ущерба Одесскому припортовому заводу четырем лицам. Одной из подозреваемых оказалась бывшая помощница народного депутата VIII созыва от фракции “Блок Петра Порошенко» Александра Грановского Ольга Ткаченко. Правда, сообщили ей о подозрении заочно, потому что она давно не была в Украине, сообщает издание “Слово и Дело”.
По версии следствия, в 2015 году ОПЗ заключил 11 сделок продажи продукции с британской компанией Newscope Estates Limited, которая выполняла роль “прокладки”. По мнению детективов, в этих контрактах специально была заниженная стоимость продукции, чтобы Newscope Estates Limited потом продал эти удобрения по рыночной стоимости реальным покупателям. Разница в ценах оседала на счетах британской “прокладки”, а затем через ряд перечислений другим компаниям средства “возвращались” в Украину. К тому же, ОПЗ фактически поставлял продукцию Newscope Estates Limited, а сразу отшвартовывал удобрения конечным покупателями. Таким образом, ОПЗ получил 93,3 млн гривен.
Подозреваемые и роли
Ткаченко, экс-член правления ОПЗ, организатор.
Роль: По данным следствия, именно она нашла компанию Newscope Estates Limited и, пользуясь полномочиями члена правления, организовала эту схему. Также она влияла на двух служащих ОПЗ, чтобы они подписывали соглашения с “прокладкой”, определяли заниженные цены на продукцию и поставляли конечному покупателю. Параллельно Ткаченко оказала влияние и на владельца компании Newscope Estates Limited. По ее поручению, после продажи “прокладкой” продукции ОПЗ конечным покупателям разницу выводили на оффшорные счета. Оттуда деньги якобы возвращались в Украину. По словам собеседников в САП, часть денег пошла на покупку Ткаченко квартиры в Киеве за около $200 000 своему брату. По их данным, Ткаченко около года назад покинула Украину и не возвращалась.
Мера пресечения: Нет, скрывается за границей
Павел Чумак, владелец Newscope Estates Limited
Роль: Выполнял указания организатора Ткаченко, вел переговоры с реальными покупателями продукции ОПЗ. Также он якобы выводил полученные средства на оффшорные счета. Сейчас скрывается за границей.
Мера пресечения: Нет, скрывается за границей
Степан Киминчиджи, заместитель директора ОПЗ
Роль: Под якобы влиянием члена правления ОПЗ Ткаченко подписывал соглашения о продаже минеральных удобрений компании-прокладке Newscope Estates Limited по заниженной стоимости. В общем подписал такие документы по 7 контрактам.
Мера пресечения: 1,05 млн гривен залога с возложением обязанностей, в частности, не общаться со свидетелями экс-нардепом Грановским и еще одним бывшим депутатом Игорем Кононенко.
Игорь Чичельницкий, начальник отдела экспортных поставок и сбыта ОПЗ
Роль: Под якобы влиянием члена правления ОПЗ Ткаченко составлял соглашения о продаже продукции на экспорт компании Newscope Estates Limited. Также, как считает следствие, именно Чичельницкий устанавливал заниженную цену, в результате чего завод получил более 93 млн гривен.
Мера пресечения: 630 тысяч гривен залога с возложением обязанностей, в том числе не общаться с Грановским и Кононенко.
Экс-нардеп Грановский под подозрением?
На своем сайте НАБУ нарисовало схему нанесения более 93 млн гривен ущерба ОПЗ, на которой указывается и сам бывший народный избранник Александр Грановский. Он якобы возможный участник схемы и координировал действия с Ткаченко. Однако, по словам собеседника в САП, следствие не имеет доказательств причастности экс-нардепа, хотя и допускает возможное участие. В то же время источники в Генеральной прокуратуре другого мнения: “Сначала подозрение не хотели подписывать в САП, а теперь в НАБУ“.
Сам Грановский на странице в Facebook назвал это дело “пустым” и напомнил, что делу уже пять лет. “Начиная с 2015 года я не принимал участия ни в одном следственном действии… вплоть до 27 февраля 2020 года. Выходит так: более 5 лет детективы НАБУ под чутким процессуальным руководством прокуроров САП не смогли высмотреть в моих действиях состав преступления, но решили посмотреть на это дело свежим взглядом только сейчас, спустя 5 лет. Почему сейчас – потому что директор НАБУ и экс-генеральный прокурор почувствовали риски, связанные со своим увольнением. Они исходили из того, что без громкого события им не обойтись – отставка в противном случае неминуема. Генпрокурор не успел, но директор НАБУ еще рассчитывает спастись за счет имен, которые так раздражают собственников высоких кабинетов”, – написал он 6 марта.
По информации из источников издания “Слово и Дело”, обыск действительно проводился, но не лично у Грановского, а по общему адресу с Ткаченко. Собеседник также сообщил, что сам экс-нардеп тоже не в Украине. К тому же, как он отметил, подозрения в этом деле объявили только сейчас, поскольку Швейцария долго выполняла запрос о международной правовой помощи. В ходе этой помощи Швейцарией спрашивали работники компаний, которые были конечными покупателями удобрений ОПЗ. Именно эти свидетели рассказали, что вели переговоры с представителями ОПЗ и покупали товар у завода, а по документам – через “прокладку”.
По данным экс-нардепа Сергея Лещенко, Грановский получил визу на эмиграцию в Израиль. Поэтому, если это правда и дело дойдет до подозрения, то вряд ли Украине удастся экстрадировать Грановского. Относительно уже четырех подозреваемых точку в деле поставит суд. В то же время по отношению к экс-помощнице Грановского Ткаченко и владельца Newscope Estates Limited Чумака, вероятно, будет применена заочная процедура осуждения.
Автор: Олег Новиков, издание «Слово и Дело».
Использование материалов разрешается только при условии наличия прямой ссылки на адрес материала на сайте www.yuzhny.info.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и наш аккаунт в Instagram - будьте всегда в курсе наших новостей